groth

Что такое переходный возраст у подростков от 10 до 30 лет

Юноша смотрит в зеркало
Вопрос взаимоотношения отцов и детей беспокоит умы вот уже ни одного поколения. И мало вероятно, что это противостояние когда-либо утихнет, ведь современный, динамичный и быстроменяющийся мир лишь обостряет эту проблему. А потому столкновение взглядов взрослых и подростков естественно и неотвратимо. Хотя, пожалуй, трудно найти период в жизни человека, воспринимаемый столь противоречиво, а порой и негативно, в первую очередь, из-за разницы в ожиданиях у взрослых по отношению к подрастающему поколению, и наоборот.

Подростки, если и не знают точно, то, как минимум, чувствуют существование дурной репутации по отношению к себе. По мнению многих из них, девушки и юноши подросткового возраста часто подвергаются осуждению, критике. Ребята также указывают на существование стереотипов о неряшливости, безответственности, ненадежности подростков, об их разрушительном и асоциальном поведении, что сказывается на отношениях между поколениями. Но так ли, действительно, взрослые воспринимают своих детей, вступивших в переходный возраст? И, вообще, что это за период такой?

Место подростка в Обществе

Помочь с ответом нам сможет интересная работа неких Роберта Д. Хесса и Ирен Голдблат, которые еще в далеком 1957 проверили исследование, задачей которого и являлось выявить понимание природы взаимоотношений «старших и младших». Группам взрослых и их детей дали возможность оценить друг друга. Для этого, в рамках проведенных интервью, напротив перечня из 20 характеристик, которые часто воспринимаются как наиболее заметные черты подросткового возраста, им позволили расставить рейтинг от 1 до 7 балла. Список представлен ниже.
Противопоставленные качества
1 Аккуратный Неопрятный
2 Спокойный Нетерпеливый
3 Открытый к сотрудничеству Отказывающийся сотрудничать
4 Серьезный Легкомысленный
5 Ответственный Безответственный
6 Вежливый Грубый
7 Зрелый Незрелый
8 Осторожный Импульсивный
9 Последовательный Непоследовательный
10 Благодарный Неблагодарный
11 Надежный Ненадежный
12 Стабильный Нестабильный
13 Нравственный Аморальный
14 Самостоятельный Легко поддается влиянию
15 Уважительный Неуважительный
16 Неиспорченный Испорченный
17 Внимательный Невнимательный
18 Сдержанный Дикий
19 Вдумчивый Бездумный
20 Любящий Злой

Важным условием являлось требование, чтобы участники расставили баллы по 4 категориям:

  1. Выраженность качества у среднестатистического подростка
  2. Выраженность качества у среднестатистического взрослого
  3. Предположение, как оценит выраженность качества подростка противоположная сторона
  4. Предположение, как оценит выраженность качества взрослого противоположная сторона

А дальше ученые стали сравнивать, полученные таким образом данные и выдвигать предположения об их значении (Таблицы со значениями доступны в конце статьи).
Раскрыть
Усредненные значения ответов подростков
Противопоставленные качества Рейтинг Предположения о рейтинге взрослых, выдвинутые
Подростков Взрослых Подростками Взрослыми
1 Аккуратный Неопрятный 4.81 5.88 3.17 5.68
2 Спокойный Нетерпеливый 2.94 4.72 2.23 5.06
3 Открытый к сотрудничеству Отказывающийся сотрудничать 4.59 5.38 3.37 5.86
4 Серьезный Легкомысленный 4.50 5.56 2.70 5.41
5 Ответственный Безответственный 4.62 6.22 2.76 6.07
6 Вежливый Грубый 4.81 5.81 3.17 5.83
7 Зрелый Незрелый 4.62 6.06 2.87 6.00
8 Осторожный Импульсивный 2.69 5.44 2.10 5.28
9 Последовательный Непоследовательный 3.56 5.44 2.37 5.76
10 Благодарный Неблагодарный 4.81 5.72 3.00 5.83
11 Надежный Ненадежный 5.19 5.97 3.40 5.93
12 Стабильный Нестабильный 4.35 5.47 2.90 5.93
13 Нравственный Аморальный 5.16 5.53 3.80 5.79
14 Самостоятельный Легко поддается влиянию 3.72 5.28 3.17 5.68
15 Уважительный Неуважительный 4.78 5.75 3.37 5.79
16 Неиспорченный Испорченный 3.97 5.03 2.67 5.72
17 Внимательный Невнимательный 4.44 5.62 3.07 5.83
18 Сдержанный Дикий 4.59 5.88 2.80 6.11
19 Вдумчивый Бездумный 4.66 5.66 3.13 5.86
20 Любящий Злой 4.81 5.69 3.60 5.72
Средние значения 4.38 5.60 2.80 5.71

Усредненные значения ответов взрослых
Противопоставленные качества Рейтинг Предположения о рейтинге взрослых, выдвинутые
Подростков Взрослых Подростками Взрослыми
1 Аккуратный Неопрятный 3.98 5.00 4.93 5.00
2 Спокойный Нетерпеливый 2.48 3.69 5.14 2.58
3 Открытый к сотрудничеству Отказывающийся сотрудничать 4.45 4.84 5.96 3.84
4 Серьезный Легкомысленный 4.80 5.20 5.62 5.82
5 Ответственный Безответственный 4.87 5.24 6.02 6.09
6 Вежливый Грубый 4.44 4.86 5.48 4.30
7 Зрелый Незрелый 3.98 5.02 5.60 5.36
8 Осторожный Импульсивный 2.72 4.78 4.11 5.18
9 Последовательный Непоследовательный 3.57 4.18 5.53 3.18
10 Благодарный Неблагодарный 4.59 4.82 5.60 3.66
11 Надежный Ненадежный 4.98 5.10 5.91 4.93
12 Стабильный Нестабильный 4.45 4.76 5.64 4.98
13 Нравственный Аморальный 5.98 5.46 5.87 5.51
14 Самостоятельный Легко поддается влиянию 4.18 4.32 5.85 5.18
15 Уважительный Неуважительный 4.50 5.22 5.56 4.70
16 Неиспорченный Испорченный 3.70 4.31 5.54 4.22
17 Внимательный Невнимательный 4.22 4.78 5.66 3.77
18 Сдержанный Дикий 4.62 5.34 5.32 5.16
19 Вдумчивый Бездумный 4.09 5.24 5.54 4.49
20 Любящий Злой 4.83 5.14 5.32 4.57
Средние значения 4.27 4.86 5.51 4.63
Во-первых, было установлено, что и взрослые, и подростки в целом настроены позитивно относительно периода трансформации ребенка во взрослого. Более того, родители выставили оценку более 4 баллов в 14 случаев из 20, а по показателю морального поведения признают превосходство подростков. Тут, «Повелитель мух» У. Голдинга поперхнулся бы, скорее всего, но с цифрами не поспоришь.

Во-вторых, обе группы признают факт более высокого развития взрослых по всем показателям, в принципе. Видимо, это как раз и есть результат разницы в статусах в Обществе, что также имеет отражение в вере ребят в более объективную оценку со стороны поколения родителей.

В-третьих, подростки, строя предположения о том, как их оценят взрослые настроены весьма пессимистично. Во время опроса они были убеждены, что особенно низкие показатели будут по таким качествам: как импульсивность, нетерпеливость, непоследовательность, испорченность, фривольность, безответственность и неконтролируемость. Хотя в действительности цифры родителей были везде сильно выше того, что от них ожидают их дети. Получается, что, возможно, взрослые создают такую атмосферу во взаимодействии с младшим поколением, что порождает ощущение неоцененности у ребят и снисходительного к ним отношения.

В-четвертых, взрослые убеждены, что оценки подростков будут завышены по отношению к себе, но, как видно из таблиц, это вовсе не так. Разница между самооценкой девушек и юношей подросткового возраста вовсе не велика и не предполагает ношения наглухо розовых очков.

Для гармоничного развития взаимоотношений «отцов и детей» в течение все переходного периода и далее, важно помнить о важности единства взглядов


В итоге, получается, что ни та, ни другая сторона не верит в объективность оценки друг друга. Такая установка приводит к тому, что родители и подростки интерпретируют подростковое поведение и проблемы по-разному и часто противоречиво. Ребята считают, что для них наибольшую сложность представляет формирование своего я и самоконтроль рационального мышления, основанного на опыте приобщения к взрослому поведению. Родители же убеждены, что главная проблема – контроль инстинктивных импульсов, который невозможный без назидания и надзора.

Как обычно это и бывает, обе точки зрения имеют место быть и обязательны, а потому для гармоничного развития взаимоотношений «отцов и детей» в течение всего переходного периода и далее, важно помнить об их единстве.

А что же это такое переходный возраст?

Выражение используется повсеместно, но, на самом деле, многие взрослые не всегда понимают его значение и важность. Для одних подросток – это большой, умудренный опытом ребенок, а для других неопытный взрослый. Приверженность к тому или иному лагерю будет сильно зависеть от того, сколько лет ребенку опрашиваемого родителя. Получается, что справедливым может быть и выражение, что подросток, объединяет в себе обе черты. В любом случае, это период между двумя состояниями человека: детством и взрослостью.

В подростковый период происходит формирование личности, ее идентичности и самостоятельности. Считается, что на течение и длительность периода влияют генетические факторы, черты характера, обстановка и т.д. Именно с переходной фазы жизни человека начинается половое созревание с его гормональными и телесными изменениями, которые, в свою очередь, связаны с психологическими трансформациями. Формируется сексуальная идентичность Подростки начинают беспокоиться о своем внешнем виде и физической привлекательности, особенно по отношению к своим сверстникам, сравнивая себя с ними и формируя стандарты идеала.

С ментальной точки зрения подростки достигают новых высот. Ребята осознают возможности логического и абстрактного мышления, способности разрешения сложных задач и вопросов, навыки размышления о своих собственных умственных процессах.
Девушка размышляет о себе и своих способностях
Меняются способы взаимодействия с людьми вокруг. Ребята развивают свою независимость и дистанцируются от родителей. Подростковый возраст — это время, когда подростки рассуждают о себе и своем социальном мире. Юноши и девушки становятся эгоцентричны, считая, что все люди вокруг интересуются ими так же, как и они увлекаются собой. При этом особое внимание уделяется признанию в Обществе и желанию быть замеченным.

У подростков развиваются способности видеть перспективу и понимать мысли и чувства других. Они начинают интересоваться религиозными, философскими и политическими вопросами, идеями и движениями. Для многих из них мир взрослыхокрашивается в черно-белые тона и воспринимается как нечто лицемерное и аморальное.

Главная задача подросткового возраста заключается в том, чтобы наряду с детством дать основу для взрослой жизни. А личные ошибки детей и просчеты взрослых могут отрицательно повлиять на самооценку, что будет способствовать возникновению психологических проблем в будущем.

Порой, этот процесс трансформации сопровождается временными или постоянными разногласиями с родителями, опекунами или учителями. Но есть данные о том, что подавляющее большинство подростков могут успешно преодолеть этот этап и наслаждаться позитивными отношениями со своими родными и другими взрослыми.

Длительность переходного возраста

Четко установить единый для всех ребят возраст начала и окончания подросткового периода не представляется возможным, так как во многом длительность зависит от культурных особенностей Общества. В наше время принято считать, что начало переходного этапа сместилось в сторону более младшего возраста, а его окончание, наоборот, переместилось в более зрелые года.

Часто понятие переходный период приравнивают к половому созреванию (пубертатному периоду) и иным физиологическим и физическим изменениям, с которыми сталкивается человек. Однако подростковый возраст не ограничивается только этими характеристиками, так как включает в себя, как мы обсудили выше, еще и социальные метаморфозы.

Запуск переходного возраста контролируется гормональной системой


С биологической точки зрения подрастающий человек сталкивается с рядом одновременно протекающих процессов. Помимо очевидного развития репродуктивной системы и вторичных половых признаков, происходят изменения в работе сердца и легких, включая соответствующие системы, трансформируется скелетный и мышечный каркас и так далее.

Запуск всех этих процессов становится возможным благодаря работе гормональной системы, развитие которой, на самом деле, происходит еще в утробе матери. Главная ее задача состоит в контроле уровня гормонов, циркулирующих в организме. И именно этот биологический механизм отвечает за начало взросления.

Существуют серьёзные различия во взглядах относительно возраста начала полового созревания не только между отдельно взятыми людьми, но и между Обществами. Ученые же связали данный аспект в первую очередь с генетикой, но важно помнить, что существуют и иные факторы, к которым относятся: окружающая среда, в которой воспитывается человек, обеспеченность медицинским обслуживанием и качеством питания, состояние здоровья и т.д. И, несмотря на различия во взглядах, ее начало приходится на 10-13 лет.

Сроки наступления взрослости

Но одними лишь физиологическими и физическими изменениями переходный период не заканчивается. Ну и что же тогда считать его завершением? К сожалению, и на этот вопрос не существует единого ответа. Распространённой позицией, отражающей зависимость длительности подросткового периода от особенностей культуры, является мнение, что он заканчивается, когда культура подтверждает вступление человека в права и обязанности взрослого человека.

Иными словами тогда, когда юноша или девушка будут способны взять на себя ответственность за свою жизнь, за выбор, который они буду совершать в той или иной жизненной ситуации, за последствия своих решений и действий. Именно достижение этой психологической готовности определяет конечную точку или завершение подросткового возраста.

Бытует миф, что совершеннолетие является той магической датой, когда человек достиг завершения переходного периода. Подавляющее большинство ученых считает, что сами по себе разрешенные возможности заключить брак, водить транспортное средство, употреблять алкоголь, курить сигареты и даже избирательное право не позволяют говорить, что человек обязательно перешел в следующую стадию своей жизни и стал взрослым.
Подросток сталкивается с большим количеством искушений
Специалисты полагают, что в наши дни подростковый период завершается где-то в возрасте между 25 и 30 годами. Все из-за того, что человеку требуется больше времени, чтобы закончить образование, запустить карьеру, жениться, родить детей и стать финансово независимым. Существует предположение, что таким образом человечество искусственно продляет процесс взросления, тем самым отказываясь от того потенциала, которым обладают ребята в возрасте переходного периода. Более подробно данная проблема описана здесь.

Такое положение не способствует оздоровлению Общества и создает дополнительные противоречия, потому что государственные институты позволяют человеку, который ощущает себя и ведет как подросток, принимать решения и осуществлять действия, последствия которых будут ощущать на себе и взрослые. Ну и остается открытым вопрос, действительно ли, все люди переходят границу между подростковым возрастом и взрослостью?

Еще пару слов о подростковой возрасте

С учетом вышесказанного мы можем с вами сделать вывод, что переходный период – это неизбежный и закономерный этап в жизни каждого человека, который характеризуется не только изменениями в физическом и физиологическом состоянии юношей и девушек, но и социальными трансформациями. За последние десятилетия длительность подростковой фазы искусственно увеличилась, что сказывается негативно на поведении самих подростков и скорости их перехода к взрослой жизни.

Главный риск, связанный с удлинением трансформационной фазы, заключается в том, что подростки воспринимаются неспособными к полноценному участию в жизни Общества и к принятию на себя ответственных ролей. Такое отношение к молодежи является абсолютно деструктивным явлением, так как Общество целенаправленно лишает себя огромного источника энергии и творчества.

Такая точка зрения может лишить подростков гражданских прав и подорвать их права на полноценное участие в жизни Общества. Акцент на подростковом возрасте как на уникальной фазе энергии и творчества, а также на некоторой уязвимости позволит Обществу ценить вклад подростков и обеспечивать оптимальные инвестиции для поддержки их здорового роста и развития. А потому задача каждого родителя помочь ребенку как можно быстрее и эффективнее пройти весь путь к взрослению.
Подросток в депрессии
Взросление