Выбор профессии по душе: советы подросткам и их родителям
Выбор профессии – неизбежное событие, сопровождающее каждого человека на его жизненном пути. В тот же момент, к его реализации люди подходят по-разному не только в зависимости от применения инструментов, облегчающих этот процесс, но и с точки зрения возраста совершения этого выбора.
Когда нужно начать думать о карьере?
Существует мнение, что самым благоприятным возрастом является подростковый, но так ли это на самом деле. Так какой же возраст является оптимальным?
И прежде, чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, важно внутренне принять некоторые исходные условия.
Подлинное счастье Вашего ребенка недостижимо без самореализации, которая невозможна без достижения удовлетворения от трудовой деятельности, выбранной человеком.
Ваш ребенок способен самостоятельно, под Вашим наблюдением и с Ваши подсказками, принимать решения о себе и мире вокруг.
Ваш ребенок может обладать навыками планирования своей жизни, включая планирование карьеры, чтобы автоматически прибегать к нему в течение всего жизненного пути.
Вы осознаете, что если предоставить Вашему ребенку возможности для развития дополнительных навыков для эффективного профессионального планирования, то позволите ему стать тем, кем он или она способны стать на любом этапе своей жизни и во всех ее аспектах.
Таким образом, рассуждая о выборе профессии и профориентации, мы будем исходить из позиции, что профессиональное планирование начинается даже еще в детстве.
Профессиональное планирование и развитие
Основанием для столь смелого утверждения, по мнению Кэролин Магнусон, является фундамент из пяти тезисов:
Профессиональное развитие происходит по спирали в течение всей жизни.
Научное развитие данной идеи связано с именами ученых Гисберса и Мур, которые предположили, что профессиональное развитие находится под постоянным влиянием жизненных ролей человека, его окружения и событий, с которыми он сталкивается, что делает это процесс равным по длине жизни человека. Авторы подразумевали, что совокупный эффект ознакомления с профессиональными возможностями и их изучение формируют у человека, навык принятия целенаправленных и осознанных выбор на их профессиональном пути. И хотя профессиональное развитие следует некоторой последовательности шагов, в то же время это развитие по спирали. Когда человек вступает в новую фазу жизни, взросление, обучение и опыт предыдущей фазы (фаз) включаются в следующую фазу. «Человек, заботящийся о своем профессиональном развитии», способен вдумчиво размышлять и проектировать переходы от одного этапа жизни к другому.
Профессиональное планирование не может быть осуществимо без обладания рядом дополнительных навыков
В течение жизни человек, хочет он того или нет, сталкивается с различными событиями, как предсказуемыми будь то, к примеру, окончание школы, так и неожиданными (выигрыш в лотерею), которые вынуждают его принимать решения, способные повлиять на его профессиональное развитие. И чтобы этот выбор был максимально оптимальным, важно иметь навык планирования, требующий умений генерировать варианты, оценивать варианты, принимать решения, планировать действия, оценивать процесс и результаты плана. Применение этих навыков сильно завит от жизненного опыта человека, что обуславливает необходимость их научению еще в детстве.
Профессиональное планирование невозможно без предварительного ознакомления с карьерными возможностями и погружения в эти возможности.
Знакомство с профессиями позволяют ребенку, даже подросткового возраста, узнать больше о себе, о других людях, о работниках, о труде, о технологиях и процессах. К примеру, ребята начальной школы могут получать знания из наблюдения за взрослыми и различными процессами, тем самым, с одной стороны, формируя понимание существования различных видов работ и профессий, а, с другой, взращивая осознание необходимости обладания знаниями, для их выполнения.
Но знать о профессии недостаточно, важно еще и погрузиться в них, чтобы дать ребенку подтвердить знания и информацию, полученные в результате знакомства. Исследовательский опыт помогает молодым людям обрабатывать знания о себе, своих навыках и склонностях в отношении задач, связанных с работой. По мере взросления практическое знакомство с профессией начинает играть все большую роль. Понимание себя и знания о профессиях позволяют подростку сузить выбор возможных профессий, основываясь на понимание своих слабых и сильных сторон, своих возможностей и пожеланий.
Индивидуальные особенности и предпочтения человека влияют на принимаемые решения.
Среди нас есть люди, которые забывают один важный, непреложный факт: любой выбор человек делаем сам, даже если ищет иные оправдания. И выбор в профессиональном мире не является исключением, ибо он крайне зависим от индивидуального и уникального восприятия себя и мира. А потому одна из задач родителя состоит в том, чтобы помочь детям, особенно тем, кто достиг подросткового возраста, понять себя и сформировать мировосприятие по мере взросления. Важно развивать точное понимание своих собственных сильных и слабых сторон, навыков, склонностей, интересов, предпочтений и т.д.. Важно помогать молодым людям в развитии навыков самоанализа, в трансформации уже устоявшихся убеждений относительно самих себя, своих личных «критериев успеха», мира труда и работников, а также их представлений о совпадении их «Я» и различных профессий.
Развитие ребенка и профессиональное развитие неразрывно связаны.
Главного идея этого тезиса зиждется на необходимости соотносить этапы физиологического и психического развития человека с этапами профессионального планирования. Таким образом каждому этапу развития ребенка соответствует определенный способ знакомства с профессиями и погружение в них. В составлении этой корреляции, с одной стороны, могут помочь работы Выготского, Эриксона и Пиаже, описывающие способы познания мира детьми на разных этапах развития, а, с другой, труды о профессиональном развитии Супера и Готфредсона и концепция «критериев успеха», представленная Цункером, обеспечивающие основу для понимания способов, которыми дети развивают свое понимание мир труда.
Что в итоге позволяет нам достичь такой комплексный взгляд на проблему выбора профессии? Он дает возможность спланировать:
В каком возрасте и как имеет смысл ознакамливать и погружать человека в мир профессий;
С каким перечнем навыков необходимо к этому подходить
Тем самым повысить успешность выбора профессии.
Так все-таки, когда надо начинать думать о профессиональном выборе? Получается, что чем раньше, тем лучше, главное соотносить методы знакомства и погружения в мир профессий с развитием человека, т.е. инструменты профориентации подростка должны отличаться от способов знакомства с разными видами труда детей дошкольного возраста.
Важно помнить, что детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе и мире. Заначит роль родителей кратно возрастает, так как они способны предоставить им богатый опыт взаимодействия. Но это не должен быть опыт потакания прихотям. Задача взрослых – развивать знания и навыки детей рассматривать альтернативы, ставить цели, планировать курс действий для достижения целей, а также участвовать в самооценке и инициировать изменения по мере необходимости.
Мы можем помочь им стать активными участниками своей жизни, а не пассивными участниками ее событий и поворотов. Намеренное включение профессионального развития в фазы развития детей, будет вырабатывать привычку планирования карьеры и жизни в целом, а этот навык будет полезен в течение всей жизни.
Детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе
Важно ли понимать себя
Конечно же, условия и тезисы, указанные выше применимы и к подросткам. Более того, Супер высказывает мнение, что исследование профессий и принятие решения о своем карьерном пути является ключевым результатом переходного периода, который напрямую связан с какой-то я-концепцией. О том, что это поговорим в отдельной статье. Сейчас же расшифруем этот термин как знание о себе, о своих особенностях, сильных и слабых сторонах и т.д.
Супер говорил, что по мере взросления у человека развивается взгляд на свое место в Обществе, на личные качества и способности. Учитывая огромное число карьерных возможностей, которые открыты перед каждым, то нужно выбирать. А почему же это не стоит делать в соответствии со своим представлением о себе? Ученый утверждал, что Я-концепция формируется за счет физического и умственного роста человека, а также благодаря наблюдению за работой взрослых и общего накопленного опыта.
Вывод
Таким образом, получается, что думать о профессиональному будущем нужно начинать как можно раньше, главное предлагать ребенку подходящие для его возраста способы. Однако одного лишь изучения профессий не будет достаточно. Не менее важным, а может быть даже и более, является знание о себе, которое позволит выбрать профессию подстать своим интересам, характеру, эмоциональным особенностям и пристрастиям. И все потому, что каждый - сам творец своего счастья!