Выбор профессии – неизбежное событие, происходящее в жизни каждого человека. В тот же момент, к его реализации люди подходят по-разному, не только в зависимости от применения инструментов, облегчающих этот процесс, но и с точки зрения возраста совершения этого выбора.
Когда нужно начать думать о карьере?
Существует мнение, что самым благоприятным возрастом является подростковый, но так ли это на самом деле. Так какой же возраст является оптимальным?
И прежде, чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, важно, в первую очередь, родителям (хотя и подростку тоже) внутренне согласиться и принять некоторые исходные условия:
И прежде, чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, важно, в первую очередь, родителям (хотя и подростку тоже) внутренне согласиться и принять некоторые исходные условия:
- Подлинное счастье Вашего ребенка недоступно без самореализации, которая невозможна без достижения удовлетворения от трудовой деятельности, выбранной человеком.
- Ваш ребенок способен самостоятельно, и/или под Вашим наблюдением и с Вашими подсказками, принимать решения о себе и мире вокруг.
- Ваш ребенок может обладать навыками планирования своей жизни, включая выбор профессии и выстраивание своей карьеры. Это умение со временем будет развиваться и использоваться в течение всего его жизненного пути.
- Вы осознаете, что, если предоставить Вашему ребенку возможности для развития навыков для эффективного планирования, то вы даете ему шанс реализовать свой потенциал на каждом этапе жизни и во всех её сферах.

Таким образом, рассуждая о выборе профессии и профориентации, мы будем исходить из позиции, что профессиональное планирование начинается даже еще в детстве.
Профессиональное планирование и развитие
Основанием для столь смелого утверждения, по мнению Кэролин Магнусон, является фундамент из пяти тезисов:
- Профессиональное развитие происходит по спирали в течение всей жизни.
Научное развитие данной идеи связано с именами ученых Н.Гисберс и И.Мур, которые предположили, что профессиональное развитие находится под постоянным влиянием жизненных ролей человека, его окружения и событий, с которыми он сталкивается, что делает этот процесс равным по длине жизни человека. Авторы подразумевали, что совокупный эффект ознакомления с профессиональными возможностями и их изучение формируют у человека навык принятия целенаправленного и осознанного выбора на их профессиональном пути. И хотя карьерный рост представляет собой некоторую последовательность шагов, в то же время это движение по спирали. Когда молодой человек вступает в каждую новую фазу жизни, то взросление, обучение и опыт предыдущего периода включаются уже в следующий. «Человек, заботящийся о своем профессиональном развитии», способен вдумчиво размышлять и проектировать переходы от одного этапа жизни к другому.

- Профессиональное планирование не может быть осуществимо без обладания рядом дополнительных навыков.
В течение жизни человек, хочет он того или нет, сталкивается с различными событиями, как предсказуемыми будь то, к примеру, окончание школы, так и неожиданными (выигрыш в лотерею), которые вынуждают его принимать решения, способные повлиять на его профессиональное развитие. И чтобы этот выбор был максимально оптимальным, важно иметь навык планирования, требующий умений генерировать варианты, анализировать их, исходя из этого, принимать решения и планировать дальнейшие действия, оценивать процесс и результаты плана. Применение этих навыков очень зависит от уже приобретенного жизненного опыта человека, что обуславливает необходимость их освоения еще в детстве.

- Профессиональное планирование невозможно без предварительного ознакомления с карьерными возможностями и их изучения.
Знакомство с профессиями позволяет ребенку, даже подросткового возраста, узнать больше о себе, о других людях и работниках, а также о труде, технологиях и процессах. К примеру, ребята начальной школы могут получать знания из наблюдения за взрослыми и различными действиями и процессами, происходящими вокруг них. В этом случае, с одной стороны формируется понимание существования различных видов работ и профессий, а, с другой, взращивается осознание необходимости обладания знаниями, необходимыми для их освоения.
Но знать о профессии недостаточно, важно еще и погрузиться в неё, чтобы, тем самым, дать ребенку возможность подтвердить свои знания и информацию, полученные в результате знакомства. Исследовательский опыт помогает молодым людям обрабатывать знания о себе, своих навыках и склонностях в отношении задач, связанных с работой. По мере взросления практическое знакомство со специальностью начинает играть все большую роль. Восприятие себя и полученные знания о выбранной деятельности позволяют подростку сузить выбор возможных профессий, основываясь на понимание своих слабых и сильных сторон, своих возможностей и пожеланий.
- Индивидуальные особенности и предпочтения человека влияют на принимаемые решения.
Среди нас есть люди, которые забывают один важный, непреложный факт: любой выбор человек делаем сам, даже если ищет иные оправдания, когда что-то складывается не так как задумывалось. И выбор в профессиональном мире не является исключением, ибо он крайне зависим от индивидуального и уникального восприятия себя и мира. А потому, одна из задач родителей состоит в том, чтобы помочь детям, особенно тем, кто достиг подросткового возраста, понять себя и сформировать определенное мировосприятие по мере взросления. Важно развивать точное понимание своих собственных сильных и слабых сторон, навыков, склонностей, интересов, предпочтений и т.д. А ещё помогать молодым людям в развитии навыков самоанализа, в трансформации уже устоявшихся убеждений относительно самих себя, своих личных «критериев успеха», мира труда и работников, а также их представлений о совпадении собственного «Я» и различных профессий.
- Развитие ребенка и профессиональное развитие неразрывно связаны.
Главная идея этого тезиса зиждется на необходимости соотносить этапы физиологического и психического развития человека с этапами профессионального планирования. Таким образом, по мнению Кэролин Магнусон, каждому этапу развития ребенка соответствует определенный способ знакомства с профессиями и погружение в них. В составлении этой корреляции могут помочь работы Льва Семеновича Выготского, Эрика Эриксона и Жана Пиаже, описывающие способы познания мира детьми на разных этапах развития, а также труды о профессиональном развитии Дональда Супера и Линды Готфредсон и концепция «критериев успеха», представленная В. Цункером, обеспечивающие основу для понимания способов, которыми дети развивают свое понимание мира труда.
Что именно в конечном итоге позволяет нам достичь такой комплексный взгляд на проблему выбора профессии? Он дает возможность спланировать,:
Тем самым повысив успешность выбора профессии.
- В каком возрасте и как имеет смысл знакомить и погружать человека в мир профессий;
- С каким перечнем навыков необходимо к этому подходить.
Тем самым повысив успешность выбора профессии.

Получается, что чем раньше, тем лучше. Главное соотносить методы знакомства и погружения в мир профессий с этапами развития человека, т.е. инструменты профориентации для подростков должны отличаться от тех, которые используют по отношению к детям дошкольного возраста.
Важно помнить, что детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе и мире. Значит, роль родителей кратно возрастает, так как именно они, в первую очередь, способны предоставить своим малышам богатый опыт взаимодействия. Но это не должен быть опыт потакания прихотям. Задача взрослых – развивать знания и навыки детей, рассматривать альтернативы, ставить цели, планировать курс действий для достижения этих целей, участвовать в самооценке, а также инициировать изменения по мере необходимости.
Мы, родители, можем помочь ребятам стать активными участниками своей жизни, а не пассивными участниками ее событий и поворотов. Намеренное включение профессионального развития в фазы развития детей, будет вырабатывать привычку планирования карьеры и жизни в целом, и этот навык будет полезен в течение всей жизни.
Важно помнить, что детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе и мире. Значит, роль родителей кратно возрастает, так как именно они, в первую очередь, способны предоставить своим малышам богатый опыт взаимодействия. Но это не должен быть опыт потакания прихотям. Задача взрослых – развивать знания и навыки детей, рассматривать альтернативы, ставить цели, планировать курс действий для достижения этих целей, участвовать в самооценке, а также инициировать изменения по мере необходимости.
Мы, родители, можем помочь ребятам стать активными участниками своей жизни, а не пассивными участниками ее событий и поворотов. Намеренное включение профессионального развития в фазы развития детей, будет вырабатывать привычку планирования карьеры и жизни в целом, и этот навык будет полезен в течение всей жизни.
Детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе
Важно ли понимать себя
Конечно же, условия и тезисы, указанные выше, применимы и к подросткам. Более того, Д. Супер высказывает мнение, что исследование профессий и принятие решения о своем карьерном пути является ключевым результатом переходного периода, который напрямую связан с так называемой я-концепцией. О том, что это поговорим в отдельной статье. Сейчас же расшифруем этот термин как знание о себе, о своих особенностях, сильных и слабых сторонах и т.д.
Д. Супер говорил, что по мере взросления у человека развивается свой взгляд и на свое место в Обществе, и на личные качества и способности. Учитывая огромное число карьерных возможностей, которые открыты перед молодыми людьми, то каждому из них придется делать выбор. И выбирать нужно в соответствии со своим представлением о себе. Ученый утверждал, что Я-концепция формируется за счет физического и умственного роста человека, общего накопленного опыта, а также благодаря наблюдению за работой взрослых в разных сферах деятельности.
Д. Супер говорил, что по мере взросления у человека развивается свой взгляд и на свое место в Обществе, и на личные качества и способности. Учитывая огромное число карьерных возможностей, которые открыты перед молодыми людьми, то каждому из них придется делать выбор. И выбирать нужно в соответствии со своим представлением о себе. Ученый утверждал, что Я-концепция формируется за счет физического и умственного роста человека, общего накопленного опыта, а также благодаря наблюдению за работой взрослых в разных сферах деятельности.

Вывод
Таким образом, получается, что думать о профессиональном будущем нужно начинать как можно раньше, главное предлагать ребенку подходящие для его возраста способы. Однако, одного лишь изучения профессий не будет достаточно. Не менее важным, а может быть даже и более, является знание о себе, которое позволит выбрать профессию в соответствии со своими интересами, характером, эмоциональными особенностями и пристрастиями.
