groth

Выбор профессии по душе: советы подросткам и их родителям

Выбор профессии – неизбежное событие, происходящее в жизни каждого человека. В тот же момент, к его реализации люди подходят по-разному, не только в зависимости от применения инструментов, облегчающих этот процесс, но и с точки зрения возраста совершения этого выбора.

Когда нужно начать думать о карьере?

Существует мнение, что самым благоприятным возрастом является подростковый, но так ли это на самом деле. Так какой же возраст является оптимальным?

И прежде, чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, важно, в первую очередь, родителям (хотя и подростку тоже) внутренне согласиться и принять некоторые исходные условия:
  1. Подлинное счастье Вашего ребенка недоступно без самореализации, которая невозможна без достижения удовлетворения от трудовой деятельности, выбранной человеком.
  2. Ваш ребенок способен самостоятельно, и/или под Вашим наблюдением и с Вашими подсказками, принимать решения о себе и мире вокруг.
  3. Ваш ребенок может обладать навыками планирования своей жизни, включая выбор профессии и выстраивание своей карьеры. Это умение со временем будет развиваться и использоваться в течение всего его жизненного пути.
  4. Вы осознаете, что, если предоставить Вашему ребенку возможности для развития навыков для эффективного планирования, то вы даете ему шанс реализовать свой потенциал на каждом этапе жизни и во всех её сферах.
Мать и дочь. Мама помогает подростку поверить в свои силы.
Таким образом, рассуждая о выборе профессии и профориентации, мы будем исходить из позиции, что профессиональное планирование начинается даже еще в детстве.

Профессиональное планирование и развитие

Основанием для столь смелого утверждения, по мнению Кэролин Магнусон, является фундамент из пяти тезисов:
  • Профессиональное развитие происходит по спирали в течение всей жизни.

Научное развитие данной идеи связано с именами ученых Н.Гисберс и И.Мур, которые предположили, что профессиональное развитие находится под постоянным влиянием жизненных ролей человека, его окружения и событий, с которыми он сталкивается, что делает этот процесс равным по длине жизни человека. Авторы подразумевали, что совокупный эффект ознакомления с профессиональными возможностями и их изучение формируют у человека навык принятия целенаправленного и осознанного выбора на их профессиональном пути. И хотя карьерный рост представляет собой некоторую последовательность шагов, в то же время это движение по спирали. Когда молодой человек вступает в каждую новую фазу жизни, то взросление, обучение и опыт предыдущего периода включаются уже в следующий. «Человек, заботящийся о своем профессиональном развитии», способен вдумчиво размышлять и проектировать переходы от одного этапа жизни к другому.
Девушка-подросток сидит за рабочим столом и размышляет
  • Профессиональное планирование не может быть осуществимо без обладания рядом дополнительных навыков.

В течение жизни человек, хочет он того или нет, сталкивается с различными событиями, как предсказуемыми будь то, к примеру, окончание школы, так и неожиданными (выигрыш в лотерею), которые вынуждают его принимать решения, способные повлиять на его профессиональное развитие. И чтобы этот выбор был максимально оптимальным, важно иметь навык планирования, требующий умений генерировать варианты, анализировать их, исходя из этого, принимать решения и планировать дальнейшие действия, оценивать процесс и результаты плана. Применение этих навыков очень зависит от уже приобретенного жизненного опыта человека, что обуславливает необходимость их освоения еще в детстве.
Мозг как шестеренки
  • Профессиональное планирование невозможно без предварительного ознакомления с карьерными возможностями и их изучения.

Знакомство с профессиями позволяет ребенку, даже подросткового возраста, узнать больше о себе, о других людях и работниках, а также о труде, технологиях и процессах. К примеру, ребята начальной школы могут получать знания из наблюдения за взрослыми и различными действиями и процессами, происходящими вокруг них. В этом случае, с одной стороны формируется понимание существования различных видов работ и профессий, а, с другой, взращивается осознание необходимости обладания знаниями, необходимыми для их освоения.

Но знать о профессии недостаточно, важно еще и погрузиться в неё, чтобы, тем самым, дать ребенку возможность подтвердить свои знания и информацию, полученные в результате знакомства. Исследовательский опыт помогает молодым людям обрабатывать знания о себе, своих навыках и склонностях в отношении задач, связанных с работой. По мере взросления практическое знакомство со специальностью начинает играть все большую роль. Восприятие себя и полученные знания о выбранной деятельности позволяют подростку сузить выбор возможных профессий, основываясь на понимание своих слабых и сильных сторон, своих возможностей и пожеланий.
  • Индивидуальные особенности и предпочтения человека влияют на принимаемые решения.

Среди нас есть люди, которые забывают один важный, непреложный факт: любой выбор человек делаем сам, даже если ищет иные оправдания, когда что-то складывается не так как задумывалось. И выбор в профессиональном мире не является исключением, ибо он крайне зависим от индивидуального и уникального восприятия себя и мира. А потому, одна из задач родителей состоит в том, чтобы помочь детям, особенно тем, кто достиг подросткового возраста, понять себя и сформировать определенное мировосприятие по мере взросления. Важно развивать точное понимание своих собственных сильных и слабых сторон, навыков, склонностей, интересов, предпочтений и т.д. А ещё помогать молодым людям в развитии навыков самоанализа, в трансформации уже устоявшихся убеждений относительно самих себя, своих личных «критериев успеха», мира труда и работников, а также их представлений о совпадении собственного «Я» и различных профессий.
  • Развитие ребенка и профессиональное развитие неразрывно связаны.

Главная идея этого тезиса зиждется на необходимости соотносить этапы физиологического и психического развития человека с этапами профессионального планирования. Таким образом, по мнению Кэролин Магнусон, каждому этапу развития ребенка соответствует определенный способ знакомства с профессиями и погружение в них. В составлении этой корреляции могут помочь работы Льва Семеновича Выготского, Эрика Эриксона и Жана Пиаже, описывающие способы познания мира детьми на разных этапах развития, а также труды о профессиональном развитии Дональда Супера и Линды Готфредсон и концепция «критериев успеха», представленная В. Цункером, обеспечивающие основу для понимания способов, которыми дети развивают свое понимание мира труда.
Что именно в конечном итоге позволяет нам достичь такой комплексный взгляд на проблему выбора профессии? Он дает возможность спланировать,:

  1. В каком возрасте и как имеет смысл знакомить и погружать человека в мир профессий;
  2. С каким перечнем навыков необходимо к этому подходить.

Тем самым повысив успешность выбора профессии.
Получается, что чем раньше, тем лучше. Главное соотносить методы знакомства и погружения в мир профессий с этапами развития человека, т.е. инструменты профориентации для подростков должны отличаться от тех, которые используют по отношению к детям дошкольного возраста.

Важно помнить, что детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе и мире. Значит, роль родителей кратно возрастает, так как именно они, в первую очередь, способны предоставить своим малышам богатый опыт взаимодействия. Но это не должен быть опыт потакания прихотям. Задача взрослых – развивать знания и навыки детей, рассматривать альтернативы, ставить цели, планировать курс действий для достижения этих целей, участвовать в самооценке, а также инициировать изменения по мере необходимости.

Мы, родители, можем помочь ребятам стать активными участниками своей жизни, а не пассивными участниками ее событий и поворотов. Намеренное включение профессионального развития в фазы развития детей, будет вырабатывать привычку планирования карьеры и жизни в целом, и этот навык будет полезен в течение всей жизни.

Детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе


Важно ли понимать себя

Конечно же, условия и тезисы, указанные выше, применимы и к подросткам. Более того, Д. Супер высказывает мнение, что исследование профессий и принятие решения о своем карьерном пути является ключевым результатом переходного периода, который напрямую связан с так называемой я-концепцией. О том, что это поговорим в отдельной статье. Сейчас же расшифруем этот термин как знание о себе, о своих особенностях, сильных и слабых сторонах и т.д.

Д. Супер говорил, что по мере взросления у человека развивается свой взгляд и на свое место в Обществе, и на личные качества и способности. Учитывая огромное число карьерных возможностей, которые открыты перед молодыми людьми, то каждому из них придется делать выбор. И выбирать нужно в соответствии со своим представлением о себе. Ученый утверждал, что Я-концепция формируется за счет физического и умственного роста человека, общего накопленного опыта, а также благодаря наблюдению за работой взрослых в разных сферах деятельности.
Девушка-подросток заполняет бланк/анкету

Вывод

Таким образом, получается, что думать о профессиональном будущем нужно начинать как можно раньше, главное предлагать ребенку подходящие для его возраста способы. Однако, одного лишь изучения профессий не будет достаточно. Не менее важным, а может быть даже и более, является знание о себе, которое позволит выбрать профессию в соответствии со своими интересами, характером, эмоциональными особенностями и пристрастиями.
Подросток управляет своей жизнью самостоятельно
Профессия