Выбор профессии – неизбежное событие, сопровождающее каждого человека на его жизненном пути. В тот же момент, к его реализации люди подходят по-разному не только в зависимости от применения инструментов, облегчающих этот процесс, но и с точки зрения возраста совершения этого выбора.
Когда нужно начать думать о карьере?
Существует мнение, что самым благоприятным возрастом является подростковый, но так ли это на самом деле. Так какой же возраст является оптимальным?
И прежде, чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, важно внутренне принять некоторые исходные условия.
И прежде, чем перейти к поиску ответа на этот вопрос, важно внутренне принять некоторые исходные условия.
- Подлинное счастье Вашего ребенка недостижимо без самореализации, которая невозможна без достижения удовлетворения от трудовой деятельности, выбранной человеком.
- Ваш ребенок способен самостоятельно, под Вашим наблюдением и с Ваши подсказками, принимать решения о себе и мире вокруг.
- Ваш ребенок может обладать навыками планирования своей жизни, включая планирование карьеры, чтобы автоматически прибегать к нему в течение всего жизненного пути.
- Вы осознаете, что если предоставить Вашему ребенку возможности для развития дополнительных навыков для эффективного профессионального планирования, то позволите ему стать тем, кем он или она способны стать на любом этапе своей жизни и во всех ее аспектах.
Таким образом, рассуждая о выборе профессии и профориентации, мы будем исходить из позиции, что профессиональное планирование начинается даже еще в детстве.
Профессиональное планирование и развитие
Основанием для столь смелого утверждения, по мнению Кэролин Магнусон, является фундамент из пяти тезисов:
- Профессиональное развитие происходит по спирали в течение всей жизни.
Научное развитие данной идеи связано с именами ученых Гисберса и Мур, которые предположили, что профессиональное развитие находится под постоянным влиянием жизненных ролей человека, его окружения и событий, с которыми он сталкивается, что делает это процесс равным по длине жизни человека. Авторы подразумевали, что совокупный эффект ознакомления с профессиональными возможностями и их изучение формируют у человека, навык принятия целенаправленных и осознанных выбор на их профессиональном пути. И хотя профессиональное развитие следует некоторой последовательности шагов, в то же время это развитие по спирали. Когда человек вступает в новую фазу жизни, взросление, обучение и опыт предыдущей фазы (фаз) включаются в следующую фазу. «Человек, заботящийся о своем профессиональном развитии», способен вдумчиво размышлять и проектировать переходы от одного этапа жизни к другому.
- Профессиональное планирование не может быть осуществимо без обладания рядом дополнительных навыков
В течение жизни человек, хочет он того или нет, сталкивается с различными событиями, как предсказуемыми будь то, к примеру, окончание школы, так и неожиданными (выигрыш в лотерею), которые вынуждают его принимать решения, способные повлиять на его профессиональное развитие. И чтобы этот выбор был максимально оптимальным, важно иметь навык планирования, требующий умений генерировать варианты, оценивать варианты, принимать решения, планировать действия, оценивать процесс и результаты плана. Применение этих навыков сильно завит от жизненного опыта человека, что обуславливает необходимость их научению еще в детстве.
- Профессиональное планирование невозможно без предварительного ознакомления с карьерными возможностями и погружения в эти возможности.
Знакомство с профессиями позволяют ребенку, даже подросткового возраста, узнать больше о себе, о других людях, о работниках, о труде, о технологиях и процессах. К примеру, ребята начальной школы могут получать знания из наблюдения за взрослыми и различными процессами, тем самым, с одной стороны, формируя понимание существования различных видов работ и профессий, а, с другой, взращивая осознание необходимости обладания знаниями, для их выполнения.
Но знать о профессии недостаточно, важно еще и погрузиться в них, чтобы дать ребенку подтвердить знания и информацию, полученные в результате знакомства. Исследовательский опыт помогает молодым людям обрабатывать знания о себе, своих навыках и склонностях в отношении задач, связанных с работой. По мере взросления практическое знакомство с профессией начинает играть все большую роль. Понимание себя и знания о профессиях позволяют подростку сузить выбор возможных профессий, основываясь на понимание своих слабых и сильных сторон, своих возможностей и пожеланий.
- Индивидуальные особенности и предпочтения человека влияют на принимаемые решения.
Среди нас есть люди, которые забывают один важный, непреложный факт: любой выбор человек делаем сам, даже если ищет иные оправдания. И выбор в профессиональном мире не является исключением, ибо он крайне зависим от индивидуального и уникального восприятия себя и мира. А потому одна из задач родителя состоит в том, чтобы помочь детям, особенно тем, кто достиг подросткового возраста, понять себя и сформировать мировосприятие по мере взросления. Важно развивать точное понимание своих собственных сильных и слабых сторон, навыков, склонностей, интересов, предпочтений и т.д.. Важно помогать молодым людям в развитии навыков самоанализа, в трансформации уже устоявшихся убеждений относительно самих себя, своих личных «критериев успеха», мира труда и работников, а также их представлений о совпадении их «Я» и различных профессий.
- Развитие ребенка и профессиональное развитие неразрывно связаны.
Главного идея этого тезиса зиждется на необходимости соотносить этапы физиологического и психического развития человека с этапами профессионального планирования. Таким образом каждому этапу развития ребенка соответствует определенный способ знакомства с профессиями и погружение в них. В составлении этой корреляции, с одной стороны, могут помочь работы Выготского, Эриксона и Пиаже, описывающие способы познания мира детьми на разных этапах развития, а, с другой, труды о профессиональном развитии Супера и Готфредсона и концепция «критериев успеха», представленная Цункером, обеспечивающие основу для понимания способов, которыми дети развивают свое понимание мир труда.
Что в итоге позволяет нам достичь такой комплексный взгляд на проблему выбора профессии? Он дает возможность спланировать:
Тем самым повысить успешность выбора профессии.
- В каком возрасте и как имеет смысл ознакамливать и погружать человека в мир профессий;
- С каким перечнем навыков необходимо к этому подходить
Тем самым повысить успешность выбора профессии.
Так все-таки, когда надо начинать думать о профессиональном выборе? Получается, что чем раньше, тем лучше, главное соотносить методы знакомства и погружения в мир профессий с развитием человека, т.е. инструменты профориентации подростка должны отличаться от способов знакомства с разными видами труда детей дошкольного возраста.
Важно помнить, что детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе и мире. Заначит роль родителей кратно возрастает, так как они способны предоставить им богатый опыт взаимодействия. Но это не должен быть опыт потакания прихотям. Задача взрослых – развивать знания и навыки детей рассматривать альтернативы, ставить цели, планировать курс действий для достижения целей, а также участвовать в самооценке и инициировать изменения по мере необходимости.
Мы можем помочь им стать активными участниками своей жизни, а не пассивными участниками ее событий и поворотов. Намеренное включение профессионального развития в фазы развития детей, будет вырабатывать привычку планирования карьеры и жизни в целом, а этот навык будет полезен в течение всей жизни.
Важно помнить, что детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе и мире. Заначит роль родителей кратно возрастает, так как они способны предоставить им богатый опыт взаимодействия. Но это не должен быть опыт потакания прихотям. Задача взрослых – развивать знания и навыки детей рассматривать альтернативы, ставить цели, планировать курс действий для достижения целей, а также участвовать в самооценке и инициировать изменения по мере необходимости.
Мы можем помочь им стать активными участниками своей жизни, а не пассивными участниками ее событий и поворотов. Намеренное включение профессионального развития в фазы развития детей, будет вырабатывать привычку планирования карьеры и жизни в целом, а этот навык будет полезен в течение всей жизни.
Детство имеет решающее значение для формирования у ребенка представлений о себе
Важно ли понимать себя
Конечно же, условия и тезисы, указанные выше применимы и к подросткам. Более того, Супер высказывает мнение, что исследование профессий и принятие решения о своем карьерном пути является ключевым результатом переходного периода, который напрямую связан с какой-то я-концепцией. О том, что это поговорим в отдельной статье. Сейчас же расшифруем этот термин как знание о себе, о своих особенностях, сильных и слабых сторонах и т.д.
Супер говорил, что по мере взросления у человека развивается взгляд на свое место в Обществе, на личные качества и способности. Учитывая огромное число карьерных возможностей, которые открыты перед каждым, то нужно выбирать. А почему же это не стоит делать в соответствии со своим представлением о себе? Ученый утверждал, что Я-концепция формируется за счет физического и умственного роста человека, а также благодаря наблюдению за работой взрослых и общего накопленного опыта.
Супер говорил, что по мере взросления у человека развивается взгляд на свое место в Обществе, на личные качества и способности. Учитывая огромное число карьерных возможностей, которые открыты перед каждым, то нужно выбирать. А почему же это не стоит делать в соответствии со своим представлением о себе? Ученый утверждал, что Я-концепция формируется за счет физического и умственного роста человека, а также благодаря наблюдению за работой взрослых и общего накопленного опыта.
Вывод
Таким образом, получается, что думать о профессиональному будущем нужно начинать как можно раньше, главное предлагать ребенку подходящие для его возраста способы. Однако одного лишь изучения профессий не будет достаточно. Не менее важным, а может быть даже и более, является знание о себе, которое позволит выбрать профессию подстать своим интересам, характеру, эмоциональным особенностям и пристрастиям. И все потому, что каждый - сам творец своего счастья!