groth

Особенности подросткового возраста: эмпатия и подростки

За последнее десятилетие фиксируется снижение уровня восприятия эмпатии, социальной ответственности и гражданской вовлеченности как чего-то важного в жизни молодежи, и подростков, в частности. Виной всему является индивидуализация. Однако такое положение дел негативно сказывается на развитии Общества и его единении перед лицом вызовов 21 века.

Эмпатия, социальная ответственность и гражданская вовлеченность подростков

Почему же одни молодые люди проявляют активную позицию для улучшения всеобщего благополучия, а другие не думают об этом вовсе и заняты лишь собственными успехами? Этот вопрос занимает умы уже не одного поколения ученых. Может все дело в эмпатии?
Ряд исследователей разделяют гипотезу о важности эмпатии как эмоционального и мыслительного процесса, способствующего развитию социальной сплоченности. Более того, эмпатия является критически важной для позитивного развития личности подростка, в частности, и Общества, в целом. Но, несмотря на важность эмпатии, социальной ответственности и гражданской вовлеченности, изучены они плохо. Однозначное понимание причин возникновения интереса к всеобщему благополучию пока недоступно.

Что это такое?

Единого определения понятия «эмпатия» не существует. Но если отбросить игру слов, то можно описать ее как способность человека опосредованно чувствовать и понимать эмоции и чувства близких и даже совсем незнакомых людей. Иными словами, с одной стороны, дает возможность определить и понять точку зрения и эмоции человека. А с другой, воспринимать и разделять с ним эти эмоции.
И хотя, по мнению ряда специалистов, эмпатия является врожденным, биологически обусловленным навыком, она может меняться в течение жизни. Получается, что умение сопереживать то усиливается, то ослабляется в зависимости от опыта человека во взаимодействии с другими людьми.
Без развития этой способности на достаточном уровне говорить о социальной ответственности и гражданской вовлеченности не приходится. Ибо невозможно достичь понимания общественно важных ценностей без умений межличностных взаимоотношений. Оба явления связаны с принципами заботы, справедливости и альтруизма.

Умение сопереживать то усиливается, то ослабляется в зависимости от опыта человека во взаимодействии с другими людьми


Что стоит понимать под социальной ответственностью? В общем виде, это ряд ценностей человека, представляющих личную приверженность человека Обществу, а также его желание внести свой вклад в его развитие. Иными словами, она отражает интерес человека к «высшему благу» и его заботу о благополучии других. Возникает некое чувство долга, выходящее за рамки личных желаний, потребностей и выгод.
Гражданская вовлеченность также связана с вышеуказанными понятиями и не может сформироваться сама собой. В некотором смысле гражданская вовлеченность и социальная ответственность похожи друг на друга. И там, и там есть место помощи, заботе, защите и т.д. Подвох кроется в деталях.
Однако, гражданская вовлеченность направлена на более широкие массы людей. Она может включать в себя, например, волонтерство, общественные работы, благотворительные пожертвования, обмен ресурсами, помощь нуждающимся или различные формы политической активности, будь то голосование, подписание петиций и т.п.
Чем выше уровень эмпатии и разделяемые человеком ценности, тем выше гражданская вовлеченность. Следовательно, эмпатия, социальная ответственность и гражданская активность могут считаться тремя тесно связанными конструкциями.

И зачем подростку это всё нужно?

Исследователи утверждают, что высокий уровень эмпатии вместе с наличием ценностей, подразумевающими помощь в благополучии другим, несет в себе сплошной позитив для подростков. Выигрывают все: и сам человек, и люди, с которыми он взаимодействует, и Общество в целом.
Начнем с индивидуальных плюсов. Ученые выяснили, что высокий уровень эмпатии и социальной ответственности благоприятно сказывается на успеваемости подростков. У таких ребят отмечается лучше посещаемость занятий, выше мотивация, больше приложенных усилий для достижения результата. Как это не странно, но у них хорошо обстоят дела и с поддержанием физического и психологического здоровья. Молодые люди подросткового возраста с высоким уровнем эмпатии также эффективнее справляются с неудачами и стрессом, у них, в целом, выше уровень самооценки.
Что там со счастьем? Если подросток социально ответственен и имеет активную гражданскую позицию, вовлечен в волонтерское движение, благотворительность или другие добрые дела, то он более удовлетворен жизнью.
Также имеются и преимущества для межличностного взаимодействия и Общества. Во-первых, эмпатия и социальная ответственность способствуют развитию более дружеских отношений со сверстниками и навыков коммуникации, в принципе.
Во-вторых, все эти три явления выполняют защитную функцию. Иначе говоря, выступают в качестве сдерживающих факторов, препятствующих участию в антиобщественных формах поведения: буллинге, агрессии, вандализме и иных правонарушениях.

А еще помощь, которую человек оказывает, становится более адресной, более адаптированной к реальным трудностям и потребностям человека.
В целом, развивая эмпатию, социальную ответственность и гражданскую вовлеченность, подросток открывает перед собой огромные возможности, которые, например, способствуют формированию большего количества социальных связей и чувства принадлежности. У таких ребят более низкий уровень предрассудков и социальной изоляции.

Развивай в себе эмпатию и пользуйся возможностям этого мира


При достижении критической массы людей, обладающих соответствующими навыками, можно рассчитывать на повышение сплоченности Общества и увеличение социального капитала. Получается, что, если мы хотим, чтобы наше Общество динамично развивалось, процветало и трансформировалось в положительных социальных направлениях, крайне необходимо воспитание у подрастающего поколения эмпатии, чувства социальной ответственности и гражданской вовлеченности.

Почему нужно повышать уровень эмпатии, социальной ответственности и гражданской вовлеченности у подростков?

Исследователи установили, что влияние эмпатии зарождается еще в первые годы жизни человека. Она влияет не только на общее воспитание ребенка, но и на ценности человека в подростковый период и даже старше. Ученые также определили, что раннее развитие эмпатии также положительно отзывается на свободе воли и понимании своего предназначения, что позволяет воспитать ответственных граждан. Если хотите прокаченной психологической, социальной и умственной адаптации в зрелые годы, развивайте эти направления как можно раньше.
Таким образом, развитие эмпатии, социальной ответственности и гражданской вовлеченности среди подростков – приоритетная задача в воспитании подрастающего поколения. Спасибо скажут не только молодые люди, но и Общество, в целом.
В мире же, к сожалению, на данный момент происходит обратный процесс. Ряд специалистов утверждают, что уровень эмпатии среди молодежи снижается. К примеру, Контрат с коллегами провели исследование в Соединенном Королевстве. Выяснилось, что за последние 30 лет произошла значительная деградация эмпатии.
Схожие результаты получил Путман в Европе, Америке и Канаде. Более того, отмечено и ухудшение гражданской вовлеченности. Полагаю, что такие же процессы происходят на территории бывшего СССР. Подростки меньше интересуются политикой, чувством принадлежности к коллективу, текущими событиями, заботой о благополучии Общества, взаимодействии в рамках сообществ, волонтерстве и т.д.
И мы снова пришли к тому же выводу. Прогресс Общества будет замедляться, если вообще не остановиться, если не уделять внимание воспитанию у подрастающего поколения эмпатии, чувства социальной ответственности и гражданской вовлеченности.

Вместо заключения

Традиционно гипотез формирования личности ребенка больше, чем одна. Авторы статьи, на основании которой создан данный материал, полагают, что лучше подходят для понимания происходящих процессов труды Ури Бронфренбреннера. Есть мнение, что его учение биоэкологических систем является одной из самых влиятельных теорий развития ребенка, где главным элементом является контекст окружения, в котором взаимодействует человек через призму своих индивидуальных качеств. В частности, эта взаимосвязь рассматривается как система отношений, которая формирует окружение ребенка, и может варьироваться от микро- (например, непосредственно семейная обстановка, группа сверстников, школьная среда) до факторов макроуровня (например, более широкий социальный ландшафт, культурные нормы).

Предполагается, что эти различные системы являются взаимозависимыми, поскольку они взаимодействуют между собой, оказывая влияние на подростка. Следовательно, на развитие молодежи прямо и косвенно влияют ее отношения с социальной средой. Следовательно, отношения с социальной средой прямо и косвенно влияют на развитие молодежи.
Исследователи показали, что важную роль в развитии эмпатии играют:

  • Родители;
  • Сверстники;
  • Школа;
  • Сообщества, включая кружки, творческие и спортивные секции;
  • Религия.

Но если подросток не демонстрирует эмпатическое поведение и социальную ответственность, то, возможно, он копирует своих маму и папу? Зачем тогда требовать от него больше, чем дает родитель?
Взаимоотношения