Результаты научных исследований показывают, что мозгу человека трудно думать даже о 2 идеях одновременно, тем более выполнять одновременно несколько задач. Получается, многозадачность – это миф? А если нет, то помогают ли технологии подросткам все-таки выполнять несколько видов деятельности параллельно? Давайте попробуем разобраться.
Подросток и многозадачность
Нейроспециалисты говорят, что люди биологически ограничены в своих возможностях одновременного контроля за несколькими действиями, требующими сосредоточения. Параллельное управление транспортным средством и разговор по телефону, прослушивание лекции и ее запись в тетради – это всего лишь быстрое переключение внимания.

Технологии в жизни подростка
Современный подросток слабо представляет себе какой была жизнь раньше без быстрого доступа к технологиям. Мобильный телефон и доступ к интернету – неотъемлемая составляющая сегодняшнего бытия, без которой не проходит ни дня. Более того, подростки проводят большую часть своего времени, взаимодействуя с этой и другими технологиями (например, компьютер, планшет, телевизор, игровые устройства и т.д.).
Ряд научных наблюдений показывает, что продолжительность использования тинейджером современных технологий или электронных устройств в процентном соотношении больше в некоторых случаях, чем время, затраченное на сон. Эта цифра равна 9 часам в день. Так это ещё без учета времени, потраченного на использование технологий для учебы или выполнения домашних заданий. При этом еще совсем недавно, в 2010 году, ребята в возрасте от 8 до 18 лет тратили в среднем более 7,5 часов в день, а в 1999 – более 6 часов.
Подростки проводят в девайсах 9 часов в день
С ростом продолжительности использования современных технических средств появилось мнение, что, технологии помогают подросткам в многозадачности — понятии, которое предполагает способности быстро переключать внимание между несколькими задачами. В статье журнала Time в 2006 году миллениалы были названы «поколением многозадачности». Молодые люди в этой публикации рассказывали о своих умениях одновременно выполнять домашнее задание и слушать музыку, проверять электронную почту и читать и т.д. В общем, всячески демонстрировали свою многопоточность.
О существовании такого феномена, вроде как, говорят и цифры. В 2010 по результатам научного исследования выяснилось, что почти 30% подростков уверяли, что используют не менее 2 электронных мульдимедийных устройств при осуществлении какой-либо деятельности. Например, использование компьютера и прослушивание музыки. В той же работе утверждалось, что более половины молодых людей практикуют многозадачность в течение дня. В другом же исследовательском проекте было установлено, что 81% ребят от 8 до 18 лет проводят часть времени, одновременно выполняя какую-либо деятельность и пользуясь мультимедийными средствами.

Исследователь U. Foeht установил, что 15% подростков взаимодействовали с технологиями до 13 часов в день! Он им даже дал имя: заядлые многозадачники. Правда, в этом нет ничего неожиданного, так как быстроразвивающиеся технологии сами подталкивают подростков к одновременному использованию много функций, обладая огромным числом возможностей. Взять хотя бы тот же смартфон.
Убеждения подростков о многозадачности
В мышлении людей укрепились сразу несколько убеждений:
Полезны ли эти убеждения?
- Многозадачность – желаемая способность, улучшаемая с использованием технологий
- Многозадачность повышает эффективность
Полезны ли эти убеждения?
Эффективность многозадачности
Начнем с последнего пункта.
Исследования показывают, что заядлые многозадачники менее эффективны при переключении от одной задачи к другой в сравнении с теми ребятами, которые не так часто практикуют совмещение какой-либо деятельности с мультимедийными средствами. Так, в одной из работ ученые сравнили производительность обеих категорий молодых людей при выполнении заданий, требующих от испытуемых разделить буквы на гласные и согласные, а также классифицировать цифры на четные и нечетные. Оба задания чередовались друг за другом.
Исследования показывают, что заядлые многозадачники менее эффективны при переключении от одной задачи к другой в сравнении с теми ребятами, которые не так часто практикуют совмещение какой-либо деятельности с мультимедийными средствами. Так, в одной из работ ученые сравнили производительность обеих категорий молодых людей при выполнении заданий, требующих от испытуемых разделить буквы на гласные и согласные, а также классифицировать цифры на четные и нечетные. Оба задания чередовались друг за другом.
Короче говоря, этот эксперимент не дал доказательств того, что многозадачность с использованием технологий способствует улучшению способностей к одновременному выполнению различных действий.

В другом исследовании специалисты выявили, что студенты, обладающие по их мнению, навыками многозадачности, плохо справляются с лабораторными заданиями на внимание и запоминание. Ученые предположили, что на самом деле, многозадачность - результат неспособности человека «блокировать отвлекающие факторы и сосредоточиться на единственной задаче».
В общем, пока получается, что не такая уж это и полезная способность для подрастающего поколения, да и для взрослых.
В общем, пока получается, что не такая уж это и полезная способность для подрастающего поколения, да и для взрослых.
Желаемость многозадачности
В февральском номере 2017 года электронного журнала Forbes опубликована статья: «Хотите быть более производительными? Перестаньте делать несколько дел одновременно». Автор утверждал, что, на самом деле, производительность падает до 40%. Допустим, что этот процент является максимальным значением. Но что тогда делать с другими работами, показывающими, что заядлая многозадачность как подростков, так и взрослых негативно сказывается на внимании, концентрации, качестве знаний, результативности процесса обучения в целом и, соответственно, на успеваемости.
Более того, подростки, которые относят себя к заядлым многозадачникам, сообщают о более высоком уровне импульсивности. И у них фиксируется снижение способностей к запоминанию любого материала.
Более того, подростки, которые относят себя к заядлым многозадачникам, сообщают о более высоком уровне импульсивности. И у них фиксируется снижение способностей к запоминанию любого материала.
Не лучше ситуация и у студентов первых курсов, практикующих многозадачность. Особенное влияние, согласно научным исследованиям, оказывает использование мессенджеров и социальных сетей. Они влияют на рассеянность и снижение успеваемости. Американские специалисты наблюдали за успехами в учебе студентов одного крупного университета. Выяснилось, что отвлечение на ответы в подобных средствах общения, при выполнении домашних работ, снижает ее качество и влияет на оценки.
Но и это еще не все.
Но и это еще не все.
Экспериментальные исследования показали, что многозадачность отрицательно влияет и на успеваемость. К примеру, на одном из испытаний исследователи предоставили ряду студентов ноутбуки в качестве «дополнения к лекциям, дискуссиям и лабораторным занятиям». Обучающихся распредели по двум группам:
- У ребят из первой группы ноутбук был открыт, и их задача заключалась в том, чтобы сначала записать лекцию, а затем перейти к практическому занятию;
- Во второй группе ноутбуки были закрыты, и им сначала нужно было выполнить практическое задание, а потом уже перейти к лекции.
После занятия были проверены конспекты студентов из обеих групп. Оказалось, что у учащихся из группы с открытыми ноутбуками результаты были хуже в сравнении с другой группой. И даже, когда через некоторое время студентам предложили повторить опыт - поменяв группы местами, выводы остались теми же.
Мультизадачность подростков негативно влияет на мыслительные процессы
Ученые также обнаружили, что студенты, использующие свои ноутбуки для обучения (например, для поиска информации, относящейся к изучаемой теме и т.д.), так же плохо справляются с вопросами на понимание, как и те, кто использовал свои ноутбуки для поиска отвлечённой информации или при пользовании мессенджерами.
Получается, мультизадачность подростков негативно влияет на различные аспекты когнитивного функционирования, включая внимание, концентрацию, рабочую память и успеваемость. Технологии не способствуют развитию этих качеств, а наоборот способны ухудшить возможности человека в переключении внимания.
И еще пара слов о многозадачности подростков
Существует мнение, что данное явление важно и его нужно продолжать изучать, хотя уже сейчас понятно, что, так называемая многозадачность, не несет в себе каких-либо положительных дивидендов. Мозг человека не может работать над двумя интеллектуально нагруженными заданиями одновременно. И технологии в этом помочь не смогут.
Кроме того, чрезмерное использование технологий несет в себе риски для здоровья и развития. Например, чрезмерный просмотр телевизора подростками, длительное сидение за играми в компьютере способствуют избыточному набору веса, и проблемами со зрением, осанкой, сном. Не говоря уже про успеваемость в школе.
Крайне важно найти баланс в применении достижений научно-технического прогресса в повседневной жизни. Важно, чтобы родители помогли своему ребенку, если у него не получается самому, организовать его день так, чтобы технологии не мешали ему жить и учиться.
